У каждого человека, который собирается открыть своё собственное дело, появляются возможности его финансирования. В первую очередь – это банки, которые могут выдать кредит на развитие бизнеса. Так же можно подключить другие источники – инвесторов. Но чтобы инвесторы имели здоровый интерес к делу, которому они собираются помочь, необходим чёткий бизнес-план.
Бизнес-план так же важен, если вкладывать в дело свой личный капитал, чтобы не попасть впросак и не потерпеть неудачу. К сожалению, не все предприниматели могут грамотно его составить. Для этого находятся компании, которые могут предоставить данную услугу, но за определённую плату, и она далеко не копеечная. Если следовать правилам написания бизнес–плана, то вполне можно сделать его самому.
Бизнес–план – это бумага, которая содержит основные моменты продукта или проекта; трудности, которые могут появиться, средства борьбы с возникшими трудностями.
Если бизнес–план написан верно, то вкладчик принимает решение, можно ли выделить средства в данный бизнес, и даст ли он ожидаемый доход, который окупит все затраченные деньги.
Резюме
Резюме – это выводы уже готового бизнес–плана. Большая часть инвесторов обращают внимание именно на него. В резюме должны присутствовать такие пункты:
- Миссия бизнес-плана
- Задачи, для которых необходимы средства
- Представление идеи и потребителей
- Разница с конкуренцией
- Материальные данные
Бизнес–план
- Цели и задачи
- В этом пункте нужно обозначить все основные преимущества и, конечно же, риски.
- Обзор идеи
- Цель (чего необходимо добиться)
- Характеристика деятельности
- Услуги
Эта часть должна быть написана чётким и простым языком.
- Характер и применение услуг или товаров
- Оригинальность
- Методики и квалификации
- Лицензии (разрешения)
- Обзор рынка
Для того чтобы провести анализ рынка, нужно заранее собрать как можно больше информации:
- О возможных потребителях
- О конкурирующих предприятиях
- О сегментах рынка
- О величине и развитии рынка
- Оценочная часть на рынке
- Основная составляющая клиентов
- Сфера влияния конкурентов
Маркетинговый план
Основная цель – получить одобрение вкладчиков. Без наличия специального образования будет лучше найти профессионала в этой области.
- Характеристика продукции и предоставляемых услуг
- Образование цены (как правильно оценить продукт)
- Способы сбыта
- Способы стимуляции продаж
Организационный план
В этой главе расположились все детали о помещениях, оборудовании и кадрах.
Размещение занимаемых помещений
- Оснащение для работы
- Поставщики материалов и оборудования
Управляющий персонал
- Инвестиции вкладывают в определенных людей, а не в идею, поэтому этот пункт – один из главных.
- Основная группа возглавляющих должностей
- Кадровый состав
- Оплата их деятельности
Источники и объёмы необходимых ресурсов
- Количество необходимых средств
- Источники и термины их приобретения
- Термины возвращения средств
Материальный план и возможные риски
- Эта глава бизнес–плана самая важная, к ней нужно отнестись со всей серьёзностью.
- Продажи, доход, себестоимость
- Риски и пути их снижения
Подробный финансовый план
- Анализ сбыта
- Анализ доходов и потерь
- Схема движения наличности
- Годовой баланс
Нужно иметь в виду, что бизнес-план составляется на будущие перспективы, поэтому просчитывать нужно, как минимум, на 3 года вперёд. В первый год все показатели нужно делить по месяцам, на втором – поквартально, а уже на третьем – можно обойтись и годовым показателем. Оптимальный размер бизнес–плана – 40-60 страниц, а если есть что дополнить, то лучше подготовить отдельное дополнение к бизнес -плану.
Каждое дело имеет свои особенности и подводные камни, и естественно не существует какого-то стандарта для написания бизнес–плана. Есть только общий принцип и общая схема.