С рождения родители не устают умиляться малышом. Он всё время находится с отцом и матерью, принимает на веру каждое их слово. Куда уходит эта семейная идиллия?
На самом деле уже в дошкольном возрасте происходит несколько психологических критических периодов, при которых происходят личностные изменения. Как будет меняться ребёнок, во многом зависит от родителей. Всё начинается с кризиса первого года жизни, важный момент формирования базового доверия. Малыш осматривается, изучает окружающее пространство, пытается ответить на сложный вопрос: «Мне тут рады или нет?». Если он оказывается ненужным, неуместным, то кризис не пройден. Маленький человек травмирован на всю жизнь. Нет выход из кризиса, формируется фундаментальное недоверие миру.
В полтора — три года происходит картирование мира — ребёнок словно изучает карту, исследует, как устроен мир, где и что можно и до какого предела. Если родители четко выстраивают границы дозволенного, то этот эмоциональный период исследователя-первооткрывателя быстро заканчивается. Если взрослые не могут договориться между собой, или родитель не может принять важное для себя решение: разрешать или нет, то детскому сознанию эти взрослые метания не понятны. Малышу трудно определиться, как поступать, открывается возможность манипулировать. Складывается тупиковая ситуация. Ребёнок опять застревает в кризисе.
Школьные годы чудесные
Прощаясь с детским садом, ребёнок вступает в следующий криз. Он ещё непосредственный, наивный, но уже более самостоятельный, для него становится важным мнение окружающих. Первоклассник быстрее прислушается к мнению первой учительницы, чем к родителям. К сожалению, в этот период в классном коллективе определяются лидеры и аутсайдеры, эти роли, поддерживаемые школьной системой, могут сохраняться до выпускного класса. Многие поступки, как хорошие, так и плохие, дети совершают вместе с одноклассниками, завоёвывает авторитет и статус среди сверстников. Родители в этот период могут наблюдать:
- всплески агрессии
- дурашливость
- капризность
- утомляемость
- плаксивость
- демонстративность
- беспочвенные страхи
- конфликтность
В это время важно не идти на поводу детских эмоций, чтобы не сформировать устойчивую модель поведения. Также не нужно зацикливаться на идее вернуть послушного покорного малыша. Необходимо помочь незрелой личности разобраться в себе, в происходящей ситуации. В этот период начинают закладываться нравственные принципы, жизненные ценности. Родитель, как опытный лоцман, должен направлять ребёнка, а не подталкивать или тащить за собой.
Ещё не взрослый, уже не ребёнок
В младшем школьном возрасте появляются первые попытки противостояния требованиям родных, а в подростковом — желание расширить личные границы. Родителям удается избежать демонстративного подросткового поведения, грубости, если вовремя разглядят, что короткими стали не только детские штанишки, но и «поводок», на котором они удерживали взрослеющего ребёнка .
Нужно научиться с уважением принимать дистанцирование подросшего чада. Вместе с предоставлением подростку некоторых свобод, обязательно нужно, чтоб он принял новые обязанности в семье. Если ребенок понимает, что взросление связано с большой ответственностью, обычно не торопится декларировать свою независимость.
В детстве каждый возрастной кризис несёт новообразования в интеллектуальном, эмоциональном, психическом, физическом, нравственном развитии. Важно с вниманием, уважением и терпимостью относиться ко всем изменениям, поддерживать ребенка. Тогда родитель для сына или дочери будет другом и наставником не только в подростковом, но и во взрослом возрасте.