Малый и средний бизнес в России обычно не думает о стратегии, миссии, видении будущего. Во времена стабильности такой подход еще работает. А в ситуации неопределенности, увы, первыми исчезают с рынка компании, собственники которых не знают, ради чего их фирмы существуют.
Есть всего десяток ключевых для бизнеса показателей. Его миссия, видение будущего входят в этот десяток. Именно эти показатели способствуют успеху предприятия и помогают ему выживать на рынке. Они считаются жизненно важными для любой компании.
Эти критерии нельзя недооценивать, но и переоценивать тоже не стоит. Иначе развитие компании будет происходить очень медленно, а в этом процессе у сотрудников и руководства будет немало стрессов и проблем.
Одним из ключевых факторов развития бизнеса является направление, в котором он движется.
Как определить направление бизнеса
Миссия бизнеса, или направление его движения и развития, определяется при помощи четырех компонентов: цели, видение, миссия, ценности.
Цели
С этого стоит начинать, и вот почему. В определении целей содержится ответ на очень важный вопрос: «Если не считать прибыли, для чего еще собственникам нужен именно этот бизнес?» Важно понять, чего именно владельцы компании пытаются достичь, какие цели преследуют.
Можно привести несколько примеров целей, которые ставят перед собой ведущие компании мира:
- Упростить жизнь клиентам, чтобы помочь им перейти от потенциальной пользы к реальным выгодным от владения продуктом.
- Стать позитивным катализатором развития важных личностных качеств и изменений у создателей компании и сотрудников.
- Вырастить бизнес до определенных высот, которые помогут достичь владельцам некоторых персональных целей.
Кроме перечня целей, важно составлять критерии, по которым будет определяться, достигнуты они или нет. Этими критериями могут быть:
- малое количество ошибок в управлении;
- количественные показатели (прибыль, доход, обороты);
- удовлетворенность от работы у собственников и наемных сотрудников;
- довольные клиенты;
- влиятельность бизнеса на локальном или глобальном уровне.
Это примерный список, каждый предприниматель должен формулировать его для себя сам.
Видение
Это общий образ компании, который сформируется после того, как цели будут достигнуты. Для формирования этого желаемого образа нужно ответить на ряд вопросов.
- Какого размера должна быть компания?
- Как она будет ввести коммуникации с целевыми группами на рынке?
- Какое место оно будет занимать в индустрии?
Примеры видения:
- нанять 100 человек в штат;
- найти 2000 клиентов, которые будут получать услуги или товары на еженедельной основе;
- стать ключевым источником экспертного мнения по своей теме.
Видение будущего – это попытка разбить цели на достижимые задачи. Причем на такие, которые легко оценить в количественном выражении.
Миссия
Если вы хотите развить компанию до уровня Google, то ваш документ, посвященный миссии, будет занимать десятки страниц. Гораздо важнее найти персональные мотивы для формирования миссии.
Например, миссией может быть долгосрочное сотрудничество с клиентами. Она будет считаться выполненной, если каждый из заказчиков будет оставаться с компанией более года.
Самым простым примером критериев для оценки выполненной миссии являются отзывы клиентов. Те характеристики, которые вы желаете чаще всего там видеть, и формируют миссию компании. Но до того, как вы получите первые отклики, нужно описать эти характеристики в документе, обсудить их с командой, закрепить в качестве стандартов обслуживания клиентов.
Ценности
Ценности имеют отношение не к тому, что вы делаете, а к тому, как именно вы это делаете. От этого зависит общая организационная структура, поведение менеджеров и работников.
К примеру, ценности компании могут выражаться в ряде пунктов.
- Консультировать и просвещать клиентов, чтобы помогать им раскрыть свой потенциал при помощи предлагаемой продукции.
- Давать клиентам прозрачные цифры эффективности использования товара или услуги.
- Поддерживать заказчиков и помогать им идти вверх.
- Говорить честно, сообщать всю необходимую информацию, ничего не утаивать.
- Подходить к ведению бизнеса эмоционально, чтобы не быть равнодушными к потенциальному успеху клиентов.
Эти пункты в разных компаниях могут звучать по-разному. Но в критических ситуациях они помогают бизнесу сохранить лицо и свое место на рынке. Почему это происходит? Потому что эти принципы снижают фактор неопределенности и помогать персоналу действовать, пока работники конкурентов не знаю, что делать. Это и помогает компаниям оставаться на плаву во времена кризисов и быстро развиваться, когда экономика стабилизируется.