Нередко взрослые оправдывают неудачное воспитание гиперактивностью малыша. Но при грамотной коррекции характер такого непоседы исправляется.
Суть проблемы
Зачастую беспокоиться взрослые начинают, когда у первоклассника неожиданно проявляются:
- неусидчивость;
- неспособность сосредотачиваться;
- невнимательность;
- незаинтересованность в знаниях.
Многие такие школьники кажутся импульсивными хулиганами. Их называют ленивыми, но в целом способными.
Причем непоседам, действительно, трудно просто сесть. Но важно понимать: гиперактивность – диагноз из медицины, и определяется он профессионалами. То есть педагоги, родители, психологи неспособны диагностировать данную проблему. Но отправить малыша обследоваться – могут. С данной целью справится компетентный нейропсихолог.
Немного подкорректировать не слишком запущенное расстройство могут сами родственники малыша. Особенно трудными для него кажутся, как правило, точные сферы, требующие сосредоточенности – правописание, арифметика. Просто сесть, сконцентрироваться – цель невыполнимая. Непоседа нуждается в продуманной понятной схеме, подходящем пространстве. План важно создавать, учитывая индивидуальность школьника. Необходимо увлечь ребенка.
Универсальные рекомендации родителям
Частые взаимодействия (коммуникационные, зрительные, тактильные). Озвучивая просьбу, следует дополнить ее касанием к крохе. Частое произнесение имени школьника – также действенный метод. Но контактировать необходимо мягко, заботливо. Так маленькая личность быстрее отреагирует, не закроется.
Выделение плюсов (рекомендуется хвалить непоседу). Эксперты предлагают озвучивать даже незначительные достижения: грамотно выполненная часть задачи, попытка помочь, внимательность в течение пары минут. Следует сообщать причину похвалы, чтобы ученик стремится осознанно повторить успех. Важно сравнивать сегодняшнее достижение этого школьника с его же вчерашними результатами. К примеру, первоклассник аккуратнее, чем вчера, начал выводить строки. Или поднес овощи маме, расставил игрушки в подходящих зонах. Все это следует подчеркнуть.
Выполнение крохой бытовых ритуалов. Пусть маленький хулиган отвечает за пару домашних дел, воспроизводит данные действия ежедневно. К примеру, школьникам доверяют покупку хлеба, вытирание стола, уборку постели. Необходимо подождать, ведь привычка формируется постепенно. Взрослым нельзя выполнять данную обязанность за школьника. Но придется деликатно напоминать крохе о задании.
Грани запретов (каждое «нельзя» важно обосновать, предложить альтернативу). Например, прыгать запрещается в одном месте и разрешается – в другом. Разрисовывать стены – табу, зато можно разукрасить выделенный ящик.
Четкий режим труда, спланированные перерывы. Так родители способствуют улучшению концентрации малыша. Ведь он привыкает ждать перерывы, ценить их. Причем данных интервалов должно хватать для полноценного расслабления. Нейропсихологи предлагают разработать даже режим недели. Кроха осваивает методы саморегулирования, не переутомляется.
Формулирование четких инструкций (ведь принуждение бесполезно). Гиперактивные малыши справляются лишь с тремя действиями за раз. Необходимо длительную работу разделять на мини-шаги. Придется озвучивать каждую следующую часть задания, сначала определив конечную цель. Например: «Сделай уроки. Раскрой сумку, отыщи дневник, выбери предмет». Далее – небольшая пауза. И продолжение: «Поставь учебник, тетрадку, подготовь карандаш». Длительность деятельности малыша, все ограничения также определяются сразу родителем: «Прогулка – час», «Доешь – полакомишься сладостями».
Гиперактивные малыши – также обучаемы. Важно определить данную особенность своевременно, применить правильные психологические методики.