Многие родители сталкиваются с такой проблемой, как невозможность ребенка задержаться на более-менее длительный срок ни в одном кружке или секции. Ребенок при первой же неудаче или в случае критики в свою сторону теряет к занятиям интерес и не хочет их продолжать. С чем это может быть связано и как поступать в этих случаях?
В целом ситуация, когда у ребенка часто меняются интересы и предпочтения, можно считать до определенного возраста нормальной. Но для родителей, которые ищут ребенку подходящую секцию, устраивают его в нее, а зачастую покупают нужный для занятий инвентарь и экипировку, такие перемены в пристрастиях их сына или дочери выглядят неприемлемыми. И если в одних случаях частая смена деятельности может быть вполне нормальным и естественным желанием познать мир, так и проявлением фрустрации, то есть несовпадения ожиданий ребенка и реальности, с которой он сталкивается. Во втором случае ребенок ожидает моментального успеха, который придет к нему без всяких усилий, а первые трудности и необходимость длительно и тяжело работать для достижения результата выбивают его из колеи и приводят к потере интереса к той или иной деятельности.
Что делать родителям в ситуации, когда ребенок слишком часто меняет кружки или секции, в которых он занимается
Если ребенок бросает занятия из-за малейшей критики в свой адрес, из-за необходимости прилагать усилия для достижения результата и неудач, которые неизбежны в первое время после начала занятий, то родителям необходимо предпринять следующее:
- Разобраться с самооценкой ребенка и с тем, почему для него так важно всегда быть впереди, почему его оценка самого себя настолько зависима от внешних факторов. Возможна, данная проблема связана с тем, что отношения между родителями и ребенком прохладные, родители мало его хвалят, уделяют ему мало внимания, предъявляют завышенные требования, не оказывают достаточной поддержки.
- Отделять личность ребенка от его поступков и уровня успешности в каких-либо делах. Родителям нужно как можно чаще говорить ребенку, что они ценят его усилия и старания независимо от достигаемого результата. Ребенок должен видеть, что родители ценят его стремления.
- Внимательно относится ко всему, что рассказывает ребенок о занятиях, о том, как они проходят, что именно ему не понравилось и по какой причине он не хочет больше заниматься в этой секции. Возможно, что причина нежелания продолжать занятия вовсе не в ребенке, а в тренере или в коллективе.
- Обязательно нужно объяснять ребенку, что все навыки и умения приходят со временем. Невозможно сразу же, с первого занятия чему-то научиться. Но если заниматься регулярно и усердно, то все обязательно получится. Главное – это желание и упорство. Результат обязательно придет через определенное время. Ведь все, даже выдающиеся спортсмены, художники, писатели когда-то учились и совершали ошибки, терпели неудачи.
- Обговорить с ребенком, что в новой секции или кружке он должен позаниматься определенный срок, например, не менее полугода. Примерно столько времени требуется для достижения первых заметных результатов и для полноценного самоопределения. И по истечению этого срока уже решать, стоит ли продолжать занятия дальше или искать для себя что-то другое.
Все вышеперечисленные советы помогут родителям настроить ребенка на нужный лад и помочь ему более стойко переносить неудачи на первых порах занятий какой-либо деятельностью. Ведь ребенку очень важно, чтобы родители относились к нему с пониманием, поддерживали его. В этом случае ему легче будет сопротивляться трудностям и проблемам.